SITE LOGO
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [14]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2024, 14:15

Главная » Статьи » Мои статьи

Бухгалтерский учет.

Несмотря на то, что в Кыргызстане в последние годы были созданы достаточно благоприятные условия для реформы бухгалтерского учета, для утверждения Международных Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО), тем не менее, вопрос об официальном признании МСФО постоянно возникал в бухгалтерской среде.
Осенью 2001 года Правительство Кыргызской Республики своим Постановлением № 593 утвердило МСФО, издаваемые Комитетом по МСФО (г. Лондон), в качестве стандартов финансовой отчетности в республике и утвердило график перехода юридических лиц согласно приложению к Постановлению.
И вот еще одно событие, которое войдет в историю бухгалтерского учета Кыргызстана: 8 мая 2002 года вступил в силу Закон " О бухгалтерском учете".
Наконец поставлена последняя точка в долгом споре: быть или не быть МСФО в Кыргызстане.
В Законе определены и другие немаловажные вопросы в сфере бухгалтерского учета, которые предлагаем вместе рассмотреть.
1. Для всех субъектов, ведущих бухгалтерский учет (кроме бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей), установлена единая методологическая основа ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, применяемой на территории Кыргызской Республики, - это МСФО , так скажем, универсальная "таблица умножения" для наших бухгалтеров. Таким образом, субъекты должны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО и в национальной валюте.
2. Впервые законодательно установлена обязанность субъекта:

  • принимать и постоянно соблюдать учетную политику. Согласно МСФО учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые субъектом для подготовки и представления финансовой отчетности
  • принимать меры по созданию и эффективному функционированию системы внутреннего контроля. Известно, что правильно организованная и действующая система внутреннего контроля - это залог эффективной и упорядоченной деятельности компаний, что в свою очередь, безусловно, сказывается на качестве подготовки и составления финансовых отчетов.


3. Законом установлен порядок ведения бухгалтерского учета, основанного на принципе начисления, т.е. доходы, признаются, когда они заработаны (реализованы), расходы признаются, когда они понесены.
4. Поистине революционным шагом можно считать тот факт, что в Законе определена ответственность руководителя субъекта за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства, проведение обязательного аудита (если требуется по законодательству). Руководитель, или лицо им определяемое, обязан подписывать документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных запасов, кредитные и расчетные обязательства, бухгалтерские отчеты. Необходимо отметить, что в случае, если существуют разногласия между бухгалтером и руководителем, последний может подписать документы и отчеты единолично.
5. Что касается бухгалтерских документов, в Законе определены требования к первичным документам и ответственность за их составление; определена обязанность составления бухгалтерских регистров, форму которых предприятие может разрабатывать самостоятельно, а также ответственность за их составление. Бухгалтерские учетные регистры - это необходимый практичный документ, позволяющий накапливать бухгалтерскую информацию на основе первичных документов, анализировать ее и использовать для составления финансовой отчетности. К сожалению, встречаются бухгалтера, которые до сих пор "собирают" финансовую отчетность непосредственно из первичных документов, что приводит к массе ошибок и неувязок.
Немаловажный акцент: Законом установлено, что содержание учетных регистров, внутренней отчетности и другой документации предприятия является коммерческой тайной, причем, за ее разглашение проверяющие, аудиторы несут ответственность согласно законодательству Кыргызстана.
6. Законом установлено положение о проведении инвентаризации активов и обязательств субъекта, порядок и сроки которой определяет сам субъект в учетной политике.
7. Отдельная статья посвящена составлению финансовой отчетности в случае ликвидации субъекта. В таких случаях ликвидационная комиссия составляет в ценах возможной продажи промежуточную отчетность на дату окончания предъявления требований кредиторами, а после завершения расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс.
При ликвидации по причине банкротства остатки должны быть подтверждены соответствующими документами.
7. Когда и куда должна представляться финансовая отчетность? Во-первых, собственникам. Во-вторых, государственным пользователям в соответствии с законодательством Кыргызстана. Возникает закономерный вопрос: должны ли субъекты представлять финансовую отчетность в ГНИ, как это существовало до вступления в силу Закона " О бухгалтерском учете"? На сегодняшний день нет такого нормативно-правового документа, обязывающего субъектов представлять отчетность в ГНИ.
Срок представления отчетности- 60 дней после окончания года и день представления -это дата почтовой отправки или фактической передачи.
8. Отчетный год для всех субъектов - это календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря.
Для вновь созданных субъектов первый год считается от даты регистрации до 31 декабря, а если субъект зарегистрирован после 1 октября, то для такого субъекта отчетный год считается с даты регистрации по 31 декабря следующего года. Причем, все хозяйственные операции, проведенные до даты регистрации субъекта, включаются в ее финансовую отчетность за первый год.
9. Закон также определяет порядок публикации финансовой отчетности в соответствии с законодательством Кыргызстана по истечении 90 дней после окончания года, но не позднее 1 июня. Кроме того, субъекты, обязанные в соответствии с законодательством Кыргызстана публиковать финансовую отчетность, должны подтверждать ее независимым аудитором ( фирмой).
10. Закон вступил в силу с момента официального опубликования, т.е. с 8 мая 2002 года для всех субъектов, но в обязательном порядке нормы Закона распространяются на те юридические лица, которые должны осуществить переход на МСФО в соответствии с графиком, утвержденным Постановлением правительства от 28 сентября 2001 года № 593.
11. И на последок -самое приятное: ответственность!
Руководитель субъекта несет ответственность за организацию хранения бухгалтерских документов. Также руководитель несет ответственность за уклонение от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Ответственность определена в статье 346 Кодекса об Административной ответственности.

Категория: Мои статьи | Добавил: oba (24.10.2008)
Просмотров: 6363 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz